Сегодня разберем очень интересное определение суда, которое, на мой взгляд, может иметь далеко идущие последствия, вплоть до изменений налогового законодательства в ближайшем будущем.
История: в 2011 году женщина приобрела по договору долевого участия квартиру в новостройке. Для оплаты части стоимости она использовала средства материнского капитала, что было указано в ДДУ.
В 2011 году она оформила нотариальное обязательство о выделении долей детям в праве собственности на квартиру в течение 6 месяцев после передачи квартиры застройщиком.
После завершения строительства в 2012 году женщина зарегистрировала свое право собственности на квартиру, детям доли в соответствии с выданным ранее обязательством она не выделила.
В 2020 году квартиру было решено продать. В сентябре 2020 года были выделены доли в праве собственности на квартиру детям. В декабре 2020 года квартира была продана. Доход от продажи задекларирован не был, налоги не оплачивались.
В 2021 году ФНС России выставила требование об оплате налога с полученного от продажи квартиры дохода в связи с тем, что доли детей находились в их собственности с 2020 года, то есть менее минимального предельного срока владения, установленного ст. 217.1 НК РФ.
Продавец квартиры с требованиями налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд. Спор дошел до кассационного суда.
Суд кассационной инстанции привел крайне интересную формулировку в обоснование своих выводов об отсутствии обязанности оплачивать налог с продажи детских долей:
“Из указанных норм в их системном единстве следует, что при приобретении жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала, право общей долевой собственности у родителей и детей на такое имущество возникает с момента использования материнского (семейного) капитала и приобретения права собственности на жилое помещение лицом, использовавшим средства материнского (семейного) капитала. При этом действия титульного собственника, направленные на регистрацию долей в праве на основании соглашения об их определении, не является сделкой, направленной на приобретение или отчуждение имущества (долей), и соответственно, не могут являться моментом возникновения права собственности на доли, подлежащие оформлению на детей, поскольку такие права возникают при приобретении имущества в силу прямого указания в законе.”
(Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, дело № 8а-17512/2023 [88а-18311/2023])
Простыми словами, суд посчитал, что несмотря на регистрацию права собственности на детские доли в 2020 году, срок владения на них нужно считать с момента использования мат. капитала и регистрации права собственности матери на квартиру в 2012.
Таким образом, платить налог при продаже не нужно, даже несмотря на то, что право собственности детей было зарегистрировано за несколько месяцев до продажи.
Думаю, что ФНС попробует обжаловать это определение в Судебной коллегии ВС РФ и будет биться до последнего. Однако, сам факт вынесения такого определения на стадии кассации уже говорит о многом.
Если решение устоит по итогу, возможно, в скором времени мы увидим изменения в налоговом законодательстве в части сроков владения при использовании средств материнского капитала на покупку квартиры.
Рассказываю о недвижимости, налогах, нюансах законодательства на канале Telegram: Риэлтор Дмитрий Каредва.